Согласные звуки английского языка – продолжение

Изучающие английский по Скайпу уже начали отрабатывать согласные звуки английского языка. А для всех читателей блога мы продолжим классификацию.

Прежде несколько слов о слогообразовании. Слог состоит из одного или нескольких звуков, или может быть равен слову, к примеру I [ai], или 10 [ten]. Он также может быть равен фрагменту слова, к примеру sofa [‘sәu-fә]. Слоги наиболее часто образовываются сонантами [l], [n], несколько реже – [m], например [‘litl], [‘se:tn], [‘riðm]. Они образовывают слоги, если не граничат с гласными – то есть отделяясь от гласной, которая образовывает слог, согласным звуком.

Ассимиляция (уподобление)

Звуки всегда влияют друг на друга, и во время речи находящиеся рядом звуки иногда начинают обзаводиться чертами один другого. Данный процесс качественного уподобления согласных, расположенных смежно, называют ассимиляцией. Ассимиляция бывает:

  • Прогрессивная, когда ранее стоящий звук влияет на тот, который следует за ним. К примеру если сочетаются глухой согласный с сонантом, то сонант приглушается: [pj]-piano, [kl]-clear, [sw]-sweet.
  • Регрессивная, когда звук, который идет позже, влияет на тот, который стоит перед ним. Например, межзубные звуки, идущие после апикально-альвеолярных, делают их тоже межзубными: [tθ], [nð].
  • Взаимная, когда каждый звук влияет на второй. Это можно увидеть, например, в сочетании [tw], когда согласный [t] огрубляется, а сонант [w] нужно произносить с приглушенным началом. Или в сочетании [tr] звук [t], являющийся апикально-альвеолярным, произносится в качестве какуминального звука, а сонант [r] частично приглушается.

Изолированные согласные звуки английского языка

Существует три этапа в анализе артикуляции звуков, произнесенных изолированно. Это приступ, выдержка и отступ.

В первом этапе, приступе (или экскурсии), речевые органы движутся из положения, которое является нейтральным, в положение, которое необходимо для того, чтобы звук произнести. Во втором этапе, выдержке, органы речи сохраняют положение, которое необходимо для того, чтобы произнести звук. В третьем этапе, отступе (или рекурсии), органы речи возвращаются в положение, которое является нейтральным.

Взрывы

  1. Потеря взрыва. В речи звуки почти никогда не звучат отдельно, они складываются во фразы и слова. Соединение звуков внутри слов и между ними происходит согласно правилам. Конец (он же отступ) одного звука сцепляется с начальным этапом (он же приступ) идущего за ним звука, вследствие чего создается слитное звукопроизнесение. Это сцепление может происходить по-разному и зависит от типа звуков. Например, два взрывных согласных, которые относятся к одному месту образования (к примеру в словосочетании cheap book это [-pb-], а в слове midday это [-dd-]). Данное сочетание взрывных и есть потеря взрыва. Первый согласный имеет первый и второй этапы, в то время как второй согласный обладает выдержкой и третьим этапом – взрывом. И в итоге звучит удвоенная выдержка согласных.
  2. Неполный взрыв характерен для сочетания двух взрывных согласных, относящихся к разному месту образования. К примеру, в слове asked  это [-kt-], а в словосочетании don’t go это [-tg-].  Здесь оба согласные – взрывные, и у каждого имеется три этапа артикуляции. Но при этом у первого взрыв достаточно слабый и почти не уловимый.
  3. Боковой взрыв характерен для произношения английских [t], [d] с боковым сонантом [l], которые произносятся вместе, без гласного призвука меж ними. В вариантах [tl], [dl] оба – апикально-альвеолярные звуки, и во время их артикуляции передний край языка задерживается на альвеолах, а боковые края опускаются, вследствие чего воздух выходит изо рта с шумом лёгкого взрыва: middle [-dl], little [-tl].
  4. Носовой взрыв получается при сочетании взрывных [t], [d] и носового сонанта [n] в случае их слитного произнесения. Во время произнесения апикально-альвеолярных сочетаний [tn], [dn] перед языка остается на альвеолах, и воздух вылетает с небольшим взрывом через нос: burden [-dn], button [-tn].

Звук [r]

Согласные звуки английского языка включают такой интересный звук, как [r]. Так, буквы r или rе, которые находятся в конце слова, не читаются. Но при этом если они стоят на стыке слов, когда следующее слово начинается гласным звуком, то в таком случае между этими словами образовывается связующий звук [r] и слова начинают произноситься слитно: far away [‘fa:r_ә’wei]. Интересно, что можно брать небольшие стихотворения или тексты и сравнивать звучание звуков в словах. “Высший пилотаж” – перевести что-то самостоятельно, например, стихи о жизни и ее смысле http://www.neogranka.com/index.php?node=stihi_filosofskie, о любви. Специфичные согласные звуки английского языка тоже будут звучать красиво и благородно в произведениях литературы на иностранном языке, вы это сразу заметите.

Интересно, что если  [r] является сонантом, то вместе с предыдущими звонкими взрывными согласными [g] , [b] он произносится весьма слабо, не гулко и слитно.

Во время артикуляции апикально-альвеолярных [d] , [t] перед какуминальным сонантом [r] имеет место взаимная ассимиляция. Под воздействием заальвеолярного [r] перед языка при произнесении [t], [d] оттягивается назад и [t], [d] тоже делаются заальвеолярными. Вместе с этим взрывные [t], [d] оказывают влияние на сонант [r]. Из-за глухого взрывного [t] сонант приглушается и его начало делается фрикативным, немного напоминающим [∫]: [tri:]. Из-за звонкого [d] тоже несколько изменяется артикуляция сонанта, [r] лишается сонорности в начале звучания и делается похож на [ʒ]: [dri:m].

И посмотрим видео о примечательном [r]

Хотите попробовать индивидуальный пробный урок английского языка по скайпу (skype) бесплатно и в удобное для вас время? Нет проблем! Заполните заявку.

Антон Горидзе

Антон Горидзе Студент

Обожаю учить языки, это просто иной мир, иная реальность, которая затягивает. Спасибо за то, что помогли освоить английский за год!

Ирина Фадеева

Ирина Фадеева Медсестра

У меня страдал speaking, говорить всегда было сложно. Спасибо, что преподаватель Сергей Ларин сумел меня "разговорить".

А еще есть вот что...

Поделись!

Комментарии:

21 Replies to “Согласные звуки английского языка – продолжение”

  1. Александр

    Сам попробовал изучать английский язык по Скайпу, не
    понравилось.А вот детей от компа не отгонишь – и нравится,
    и получается.Плюс экономия на времени и финансах.
    Отлично придумали.От всей семьи благодарность!!!

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 + 2 =