Безупречный английский интерьер Джона Фаулера (фото)

«Мой дом — моя крепость» – так говорят англичане. И действительно, трепетное отношение к жилищу можно назвать английской национальной чертой, а пословицу — истолковать как данную нам свыше возможность реализовать свою свободу, творческий и нравственный потенциал в своем личном пространстве, в своем доме. Жители Туманного Альбиона традиционно собирают под своим кровом только лучшее, и даже самую нарядную одежду предпочитают носить именно дома.

yes-english-ru.jpg

Узнаваемые черты английского стиля начали формироваться шесть веков тому назад, и по сей день он остается образчиком традиционной респектабельности и аристократизма. Но современным, объединяющим надежность и изысканность с абсолютным комфортом и уютом, английский дом сделал декоратор Джон Бересфорд Фаулер.

Вначале были обои

В двадцатых годах прошлого века, на которые пришлось начало его творческого пути, англичанин Джон Фаулер был самородком из провинции, а к завершению карьеры в семидесятых он стал бриллиантом чистой воды — вот такая алхимия, притом, что экономического таланта декоратор был почти лишен.

Северо-запад Эссекса, частная школа, быстро наскучившая юному Джону, мирная сельская жизнь… Если уж что и предвещало Фаулеру карьеру в дизайне интерьеров, то только увлеченность его деда живописью и готической архитектурой. Мать в свою очередь привила сыну любовь к садоводству, а отец снабдил знанием сельского хозяйства. Как знать, может, именно это «наследство» сделало Джона Фаулера принцем английских декораторов, создателем стиля английского загородного дома? Тем не менее, к осознанию своего предназначения он шел более четверти века.

yes-english-ru.jpg

Первых успехов в самостоятельной жизни Джон достиг как типографщик, биржевой брокер и даже рабочий на английской ферме. В компанию, занимавшуюся изготовлением обоев, он попал по протекции подруги его матери. Фаулеру поручили рисовать растительные узоры на «китайских» обоях. Правда, вскоре ему это наскучило, но прежде чем потерять это место, он научился рисовать птиц и предметы интерьера, что позволило ему потом подрабатывать, продавая рисунки. Неизвестно, как долго продолжались бы искания, но судьба уже тогда постучала в двери Джона Фаулера, приняв вид поразившей его воображение комнаты в доме коллеги. Джон устраивается на работу в фирму, специализирующуюся на создании интерьеров.

Отдав дань украшению мебели и быстро превзойдя своих коллег, Фаулер открывает собственную студию. В нескольких комнатах дома, куда он переехал, Джон сделал шоу-румы и, сменив китайские узоры увлечением английским викторианским стилем, а после — римскими формами и орнаментами, взялся за полную реставрацию жилых домов.

Фаулер того периода — экспериментатор, причудливо смешивающий викторианскую, итальянскую, французскую мебель, предпочитающий тяжелые цвета (голубой потолок, розовые стены, белые и золотые портьеры — и комната становится театральной сценой) и превращающий весь дом в сад при помощи лощеной хлопчатобумажной ткани с цветами и птицами. Дальнейшее творческое развитие привело декоратора к сочетаниям желтого, сизо-серого, лилового, оттенков розового, а также использованию нескольких тонов одного цвета, что перекликается с французскими традициями дизайна интерьеров. Кроме того, Фаулера привлек стиль Бидермейер с характерной для него простотой форм, сбалансированностью пропорций и светлыми цветами.

Уже в 1938 году Джона Фаулера признали одним из ведущих дизайнеров Великобритании. Декоратор, всем тканям предпочитавший хлопок, покорил свою первую значительную высоту.

Долгая дорога к дому

Незадолго до начала Второй мировой войны Джон Фаулер начал работать с Сибил Коулфакс. Чуть позже к ним присоединилась англичанка Нэнси Ланкастер, и это сотрудничество стало определяющим в становлении создателя стиля английского загородного дома. Фирма «Сибил Коулфакс и Джон Фаулер ЛТД», хотя и не прекращала существования во время войны, вскоре после смерти Сибил была отнята у Фаулера, который мало что смыслил в бизнесе. Однако это не выбило почву у него из-под ног: Джон Фаулер и Нэнси Ланкастер открыли новую студию. После войны множество английских домов были разрушены и нуждались в восстановлении — это был хороший шанс для декораторов.

yes-english-ru.jpg

Партнерство с Нэнси Ланкастер помогло Фаулеру отточить свое искусство: Нэнси была его вдохновителем и цензором, она привила ему вкус к историчности и познакомила со многими интересными людьми. Благодаря своему партнеру, Фаулер заинтересовался новым типом клиентов. Если до войны его привлекали энергичные дельцы, успешные бизнесмены, то теперь он предпочитал работать с владельцами больших домов, старинных особняков с богатым прошлым. Да и сам он уже в 1947 году нашел, как ему казалось, дом его мечты: кирпичный особняк Hunting dodge («Охотничий капкан») в Хемпшире. Фаулер полностью декорировал его, сочетая готический и французский стиль. Сад правильной геометрической формы он засадил простыми цветами, и взял за правило каждые выходные принимать гостей, прославившись гостеприимством.

Некоторое влияние на Фаулера в этот период оказывали авторитетные глянцевые журналы, в частности Vogue. В них особое внимание уделялось так называемому стилю регентства с его французскими мотивами: вытянутыми формами окон, богатой лепниной, древнегреческими и римскими мотивами. Но постепенно внимание Джона Фаулера привлек георгианский стиль, который характеризуется гармонией и симметрией форм, простыми пропорциями, обширным пространством, обилием света, использованием бледных цветов и изящного декора. Это в некоторой мере противоречило «официальному» течению, однако любовь к простоте и загородному стилю оказалась на самом деле гораздо актуальнее — и интуиция художника привела Фаулера к поразительному успеху.

Изучая георгианский стиль, декоратор собирал ткани, узоры и исторические костюмы, проводя много времени в музеях и архивах. Он ввел в употребление тканые ковры, несмотря на то, что на рынке доминировали «пушистые» изделия, и начал изготавливать мебель по классическим образцам. В отделке стен Фаулер стал использовать несколько близких тонов, находя, что это придает особую четкость архитектуре комнаты. Краски он предпочитал те, что использовались в XIX веке — масляную для дерева и стен и клеевую для потолков.

В 1952 году, когда английский трон заняла королева Елизавета II, Джон Фаулер обрел фантастическую популярность. Графы, лорды, герцоги, покоренные его изысканным и аристократичным, чисто английским стилем, приглашали его декорировать свои замки. Приступая к работе, мастер прежде всего пытался понять характер людей, живущих в доме, и уловить дух самого дома, чтобы придать ему поистине королевский вид.

Строительный бум шестидесятых, когда большие дома переделывались в квартирные блоки, стал для Фаулера напряженным временем. Однако несмотря на пошатнувшееся здоровье, он справлялся с множеством заказов, декорируя не только большие дома, но и квартиры, и офисы. Например, в квартире леди Кайе Джон Фаулер оформил в своем излюбленном английском загородном стиле просторный холл: горчичный ковер, гармонирующий со скатертью и индийским диваном, карниз и полки, повторяющие форму украшения камина, бледные цвета для стен, чуть темнее — для широких окон, белый для карнизов.

Неоценимая услуга

Пожалуй, вершиной карьеры для Джона Фаулера стала его работа на Ее Величество Елизавету II. Ему поручили оформить комнаты в Букингемском дворце, а также английский дворец Леди и Сэра Гамильтон в Эдинбурге. Кроме того, в качестве декоратора его пригласили в Оксфорд и Кембридж. Несмотря на всеобщий восторг, Фаулер остался недоволен своим первым решением для Кембриджа и сменил задуманный вначале яркий терракотовый цвет на спокойный зеленовато-коричневый. А вот Христианская церковь при Оксфорде, по словам современного архитектора, заслужила для Фаулера славу «вероятно, одной из самых триумфальных работ неогеоргианского энтузиазма».

yes-english-ru.jpg

Чем может занять себя декоратор, оформив дворец царствующего монарха? Неужели это была вершина горы, и дальше — только неспешный спуск к обыденности? Похоже, сама судьба, восхищенная бесконечным талантом творца, пошла навстречу Джону Фаулеру, и следующим этапом его карьеры стала работа на Национальный трест, занимающийся охраной исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест. В лучшие дома Англии, признанные достоянием нации, Фаулер пришел как реставратор — но и как декоратор тоже!

Его работы можно считать своеволием, его историческая реставрация неизменно сопровождалась привнесением в интерьер примет и элементов того прекрасного английского стиля, который прославил Фаулера. Но ведь своей главной задачей он считал не воспроизведение конкретных исторических деталей. Для него было гораздо важнее уловить дух эпохи и атмосферу самого дома — и в этом ему не было равных.

Работая на Национальный трест, Джон Фаулер много внимания уделял оттенкам белого. Так, эффект от использованных им нежных, едва уловимых тонов и текстур белого в мраморном холле Клендона просто ошеломляет. Два тона белого создают контраст между отштукатуренными стенами, дверями и оконными рамами. Кроме того, ему удалось, добавляя серый, отобразить деликатные переливы цвета в мраморном камине.

Чисто английский загородный стиль

Джон Фаулер завершил карьеру в 1971 году. И хотя декоратор, возможно, яснее, чем представитель любого другого искусства, осознает недолговечность своих творений, Фаулер смог оставить потомкам нечто большее, чем множество интерьеров. Он создал то, что вот уже не одно десятилетие называется английским загородным стилем — или просто английским стилем. Собрав воедино лучшие исторические и современные черты, бестрепетно отбросив все лишнее, проверив каждый свой художественный принцип на многолетней практике, Джон Фаулер подарил нам неизменно прекрасный, изысканно-простой и по-королевски элегантный дизайн интерьера. И пусть ветреная мода меняется хоть каждый год — английский стиль, само воплощение надежности и респектабельности, как и прежде, остается незыблемым образцом комфорта, изящества и аристократизма.

Хотите попробовать индивидуальный пробный урок английского языка по скайпу (skype) бесплатно и в удобное для вас время? Нет проблем! Заполните заявку.

Поделись!

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 1 =